«Районная экология» мегаполиса

11 сентября 2008

Санкт-Петербург, как и любой мегаполис, численность населения которого перевалила за миллион, – не только центр культуры, науки и образования. Это еще и крупный промышленный, железнодорожный, транспортный узел, и, как следствие, - очень непростая экологическая обстановка.

Кто виноват?

 

От ответственности за неблагоприятную экологическую ситуацию в городе, освободить нельзя никого. Вносят свой вклад и устаревшие очистные сооружения, и отсутствие четкой законодательной базы в области природоохранной деятельности, и чиновники, при попустительстве которых коптят питерское небо промышленные предприятия, и горожане, при попустительстве которых могут продолжать попустительствовать чиновники.

И пока власти ищут виноватых, промышленные стоки продолжают загрязнять воду и землю. Летучие соединения разносятся ветром, оседают на зданиях и прилегающих территориях. Служат источником загрязнения и автотрассы, без которых жизнь в городе, несомненно, замрет. Вносят свой вклад в изменение экологической обстановки железнодорожные станции, часть которых оказалась в черте разросшегося города.

В зависимости от специфики выбросов радиус загрязнений может составлять от 1 до 10 километров. И эта «пропитка» годами влияет на жителей, награждая целыми букетами хронических заболеваний.

 

Загрязнение под контролем

 

Но сказать, что в Санкт-Петербурге экологическая ситуация пущена полностью на самотек, нельзя. Так, например, составлен реестр зеленых насаждений города, и, начиная с 2006 года, проводится их регулярная инвентаризация. Считают все - деревья вдоль дорог, в парках и внутри кварталов, при необходимости подсаживая новые на место старых. А до 2010 года в Петербурге на средства городского бюджета планируют восстановить 47 зеленых объектов на площади 343 га.

В городе начали работать 17 автоматических станций, определяющих степень загрязненности воздуха, 2 метеорологические и 2 передвижные лаборатории мониторинга загрязнения.

Согласно получаемым данным, самой чистой точкой в центре Петербурга оказалась площадь Восстания, которая «проветривается» благодаря розе ветров, а самой грязной – угол Невского и Садовой. Но в целом в центре города концентрация загрязняющих веществ превышает норму почти в три раза. Например, возле Московского вокзала каждые два-три года приходится высаживать новые липы – они быстро гибнут из-за большого количества выхлопных газов.

В Петроградском районе уровень «пыльности» превышает норму более чем в полтора раза. Не чище оказался и Выборгский район (особенно у станции метро «Удельная»). Адмиралтейский лидирует по выбросу летучих соединений, а в Василеостровском воздух загрязнен ксилолом.

Кировский, Московский, Красногвардейский, Красносельский «отравлены» большегрузным транспортом и промышленными предприятиями. Здесь пальма первенства по загрязнениям принадлежит Пискаревскому и Заневскому проспектам, проспекту Шаумяна, Якорной улице, проспекту Маршала Блюхера и Энергетиков.

Но уже сам факт, что данные об экологической обстановке находится в свободном доступе, можно считать фактором положительным. У горожан появился выбор, которого раньше никогда не было, – знать а, следовательно, делать выводы и принимать меры.

 

Что делать?

 

Конечно, жители регионов, привыкшие к жизни с открытыми окнами, перебираясь в Северную столицу, испытывают тревогу. Что делать? Закупорить квартиру герметичными окнами и установить кондиционеры? Как скажется экология мегаполиса на их здоровье и здоровье детей?

Самым разумным решением будет получение всесторонней информации о районе, в котором приобретается квартира. Значение имеет не только цена квадратного метра, близость к центру и путям сообщения, но и экологические показатели, которые в различных районах мегаполиса не одинаковы.

Так, например, выбирая место жительства, стоит ориентироваться на продуваемые ветрами Балтики районы и зоны ограниченного автомобильного движения. По-настоящему чистыми с точки зрения экологии остаются и города спутники, которые сегодня стремительно растут в зеленых пригородах Санкт-Петербурга.

 

И дышится легко…

 

По данным служб экологического контроля самая благополучная обстановка в Приморском районе Петербурга. Ветра приносят сюда чистые воздушные массы, а выбросы в атмосферу здесь незначительные. Однако промышленное строительство здесь еще только набирает обороты, и значит, делать оптимистические прогнозы о его будущей экологической обстановке рано.

Относительно чистый воздух в районе станции метро «Купчино», «чистыми» остаются территории, обращенные к Финскому заливу, и северная часть Калининского района.

Расширяется выбор районов Санкт-Петербурга с благоприятной экологией и благодаря пригородному строительству. Некоторые окраины, юридически еще не вошедшие в черту города, фактически уже являются городскими кварталами. Их жители пользуются всеми преимуществами горожан, включая прямое транспортное сообщение с центром, но при этом могут спокойно открывать окна.


 

***

Даже в большом городе, в гуще событий, можно найти себе место, где воздух остается чистым. Главное – таким его и сохранить. Возможно, именно жители российских регионов, привозя в Петербург не только свои мечты и планы, но и бережное отношение к природе, сделают свой новый город чище.